Оглавление блога

среда, 11 марта 2015 г.

Семиотика идеологии


Semiotics of ideology
WINFRIED NÖTH
Семиотика идеологии
Уинфрид Нёт


If an ‘ideology’, in its broadest sense, is ‘a system of ideas’, semiotics, the study of sign systems, is predestined to make essential contributions to the study of ideologies. The semiotic approach to the study of ideology begins with an investigation of the concept itself, which has changed considerably in the course of its history.
"Идеология" в широком смысле означает "систему идей", семиотика - наука о знаковых системах - инструмент, как будто специально предназначенный для изучения некоторых аспектов идеологий. Изучение идеологии с семиотической точки зрения начинается с самого понятия "идеология", значение которого сильно изменилось, с момента его появления.


Theoretical semiotics has studied signs of ideologies and ideologies as sign systems, and applied semiotics has developed critical instruments to reveal the ideological foundations of media discourse, but critical semiotics has not only been critical of the discourse of ‘the others’; it has gone so far as to raise the self-critical question whether the discourse of semiotics itself has ideological foundations.
Теоретическая семиотика изучала символы идеологий и сами идеологии, как системы символов. Прикладная семиотика разработала инструменты, необходимые для выявления идеологических основ медийного дискурса, критическая же семиотика не только критиковала чужие подходы, но и критически изучила самоё себя на предмет наличия в ней идеологического фундамента.


Semiotic roots of ideology
Семиотические корни идеологии


The concept of ideology has changed throughout its history and, until today, has remained controversial. Historically, ‘ideology’ was first used to designate the ideas of a particular group of scholars in France.
Само понятие идеологии с течением времени видоизменялось, поэтому на сегодняшний день в ходу остались разные его толкования. Изначально словом "идеология" обозначали идеи определенной группы французских мыслителей.


Today, the term is situated between a value-neutral and merely descriptive concept and a polemic, or even pejorative sense. For the theory and the concept of ideology, see Plamenatz (1970), Dierse and Romberg (1976), Thompson (1990), Eagleton (1991), and Choe (1997). The term ideology was first used in 1796 by Antoine Louis Claude Destutt de Tracy (1754–1836) to designate a new empiricist ‘science of ideas’. De Tracy developed the fundamentals of this new theory in his Elements d’ideologie (1801–1815, 5 vols.). Together with E. B. de Condillac, P. J. G. Cabanis, and A. Helvetius, Destutt de Tracy belonged to a group of philosophers who were also called ideologists (‘ideologues’). Their philosophy had a sensualistic orientation and was opposed to Descartes’s rationalism.
В наши дни одни толкуют этот термин и и его обсуждение как эмоционально-нейтральное, чисто описательное понятие, другие - в уничижительном смысле. Работы о теории и концепции идеологии: Plamenatz (1970), Dierse and Romberg (1976), Thompson (1990), Eagleton (1991), and Choe (1997). Впервые этот термин ввел в 1796 году Антуан Дестю де Траси (1754 - 1836) для обозначения новой эмпирической "науки об идеях". Основы этой новой теории он изложил в работе "Элементы идеологии (1801 - 1815, 5 томов). Траси, а также де Кондийак, Кабани и Эльвециус принадлежали к группе мыслителей "сенсуалистского" толка, называвшихся "идеологами", критически относившихся к рационализму Декарта.


The ideologists wanted to define cognitive processes in terms of sensory activities and consequently considered their study of ideas as a branch of biology. The programmatic goal of this first ‘ideology’ was a study of the ‘origins of ideas’, which was to be free from metaphysical and religious prejudices.
Идеологи хотели дать процессу познания определение через понятие "сенсорная деятельность", считая, что изучение этих идей - задача одного из подразделов биологии. Заявленной целью этих первых идеологов было изучение "происхождения идей", не связанное с метафизическими и религиозными предрассудками.


The ideologists’ political program was democratic and in accordance with the ideals of the Age of Enlightenment. Therefore, it soon came into conflict with the policy of Napoleon, who attacked and ridiculed these philosophers as visionaries and daydreamers.
В политике идеологи были демократами, приверженцами идеалов эпохи Просвещения. Поэтому учение вскоре вошло в противоречие с политикой Наполеона, который критиковал и высмеивал этих философов, называя их мечтателями и визионерами.


Due to this negative characterization of the ideologists, the concept of ideology began to acquire a negative or even pejorative connotation that has survived to this day. For the semiotics of the French ideґologues, see Rastier (1972), Busse and Trabant (eds. 1986), Schlieben-Lange et al. (eds. 1989–1994), Bernecker (1996), and Dräxler (1996).
Поэтому понятие идеологии стало приобретать негативный, и даже уничижительный оттенок, оставшийся и поныне. По поводу семиотики в ее понимании французскими идеологами см.: Rastier (1972), Busse and Trabant (издание 1986), Schlieben-Lange и др. (издание 1989–1994), Bernecker (1996), и Dräxler (1996).


Without any positive or negative connotations, ideology has been defined in a purely descriptive and not necessarily critical sense as any system of norms, values, beliefs, or Weltanschauung directing the social and political attitudes and actions of a group, a social class, or a society as a whole.
В нейтральном значении, без каких-либо отрицательных или положительных коннотаций, идеология, согласно чисто описательному, не всегда критическому определению - это любая система норм, ценностей и убеждений, или Weltanschauung (мировоззрение), определяющая позиции по социальным и политическим вопросам, и практические действия некоей группы, или социальной страты, или всего общества в целом.


In this value-neutral sense, Geertz (1973) calls ideology a ‘cultural system’, and Parsons (1951: 349) defines ideology as ‘a system of beliefs held in common by the members of a collectivity . . . , a system of ideas which is oriented to the evaluative integration of the collectivity’. This value-neutral concept of ideology, which comprises both true and false but also neither true nor false systems of ideas, is frequently connected to conservative or liberal views of social systems.
В нейтральном, безоценочном смысле, Гирц (1973) определяет идеологию как "систему культурных укладов", а Парсонс (1951: 349) - как систему убеждений, разделяемых членами некоего коллектива,.. , систему идей, направленных на сплочение коллектива. В этом нейтральном значении "идеология" - это истинные или ложные, либо неистинные и неложные системы идей, зачастую связанные с консервативной или либеральной точкой зрения на общественные формации.


However, even Lenin uses a value-neutral term when he speaks of the ‘socialist ideologies’ (cf. Dierse and Romberg 1976: 178). The pejorative sense of ideology, first expressed by Napoleon, was taken up and philosophically redefined by Marx and Engels. For Marx and Engels, ideologies are systems of false ideas representing the consciousness of the ruling class and used to promote and legitimize its power.
Но даже Ленин применяет этот термин также и в нейтральном его значении, говоря о "социалистических идеологиях" (ср. Дирс и Ромберг 1976; 178). В уничижительном смысле слово "идеология" впервые употребил Наполеон, а Маркс и Энгельс продолжили его нападки и обеспечили им философское обоснование. По их мнению, идеологии - это системы ложных идей, характеризующих сознание правящего класса, применяемых для пропаганды и юридического обоснования его власти.


The ideas are false because they promote the interest of a particular class while pretending to be in the interest of society as a whole. In this sense, ideology is seen as an instrument of deceit and manipulation. It is sometimes associated with myth and opposed to science and truth. Those who adopt this critical view of ideology, however, have always refused to consider their own system of ideas an ideology.
Идеи ложны, поскольку, отражая интересы лишь одного класса, они претендуют на то, что те совпадают с интересами общества в целом. Идеологии, по мнению Маркса и Энгельса - инструмент обмана и манипуляций. Иногда они переплетаются с мифами и противостоят научному мировоззрению и истине. Однако, сторонники таких взглядов на идеологию всегда отрицают, что и их собственная система воззрений тоже является идеологией.


For them, ideology is the thought of others or even of the enemy, as Raymond Aron put it (cf. Reis 1993: 7), while their own system of ideas is always considered scientific and thus excluded from any suspicions.
По словам Раймона Арона (ср. Райс 1993:7), для них идеология - только чужие, "вражеские" убеждения, а их собственные системы идей всегда научны и вне подозрений.


Among the semioticians, too, there are some who describe ideology in a value-neutral way as any cultural or social sign system, while others define ideology critically as a hidden system of meaning in public messages requiring critical analysis. For semiotic approaches to ideology not discussed in the following, see Nattiez (1973), Carontini and Peґraya (1975: 133–173), Coward and Ellis (1977), Zima (ed. 1977, 1981), Larrain (1980), Santaella (1996), Heim (1983), Nicholson (1986), Halsall and Rutland (eds. 1988), Zima (1989), and the special issue of Recherches seґmiotiques/Semiotic Inquiry 11.2–3 (1991).
Одни семиотики тоже рассматривают идеологию как нейтральное понятие, как и любая другая система культурных ценностей или социальных символов, другие относятся к идеологии критически, как к системе тайных смыслов, скрытых в публичных заявлениях, подлежащих критическому анализу. О тех семиотических подходах к понятию идеологии, которые автор не раскрывает далее в этой работе, см. Nattiez (1973), Carontini and Peґraya (1975: 133–173), Coward and Ellis (1977), Zima (изд. 1977, 1981), Larrain (1980), Santaella (1996), Heim (1983), Nicholson (1986), Halsall and изд. 1988), Zima (1989), и в специальном выпуске "Recherches semiotiques"/Semiotic Inquiry 11.2–3 (1991).


Semiotic approaches that adopt the value-neutral view of ideology focus on the sign nature of ideology and describe to what extent ideologies are semiotic systems. A classic among these approaches is the one of the Bakhtin circle (Gardiner 1992).
Безоценочные семиотические подходы к идеологии как к нейтральному понятию - это изучение, преимущественно, знаковой природы идеологий, того, в какой мере они являются системами символов. Классические работы в этом ключе - работы школы Бахтина (Gardiner 1992).

И т.д. Файл .pdf 12 страниц.
Semiotica 148–1/4 (2004), 11–21

Комментариев нет :