Оглавление блога

воскресенье, 13 июля 2014 г.

Аэроплан - железная птица


Единый учебник русского языка - 2
 
Ух, какая удача! Добыл сохатого и россомаху.  Мяса от сохатого хватит на две недели. А у россомахи мех дорогой. На днях снесу её в кооператив и возьму там пороху, хлеба и сахару.

Я из ружья: бух!
Горы в ответ: ух!
С ели глухарь: хлоп!
У глухаря весной очень плохой слух.

Хитрая лиса хвостом след заметает.

***

Сохатый.

Охотник проходил по склону холма. На холме он увидел сохатого. Сохатый стоял, расставив копыта, и тянул носом воздух. Но ветер дул на охотника и сохатый не почуял его. Охотник схватил ружье и хотел выстрелить, но сухой сучок хрустнул у него под ногой. Сохатый услыхал, тряхнул рогами и ринулся в тайгу, ломая на ходу молодой сосняк. Выстрел хлопнул, но в ответ только ухнуло в горах.

Щука и ёрш.

Хоть щука и востра, а не ест ерша с хвоста.

Храбрый ёрш.

Раз под самым щучьим носом
Ёрш хвостишком шевелил
И, посматривая косо,
Так отважно говорил:
- Ты хитра, зубаста, щука.
Я ершонок - простота.
Ухитрись-ка, щука, ну-ка,
Проглоти меня с хвоста.
Щука злобно поглядела:
- Обернись, так проглочу,
А с хвоста глотать не дело.
Я давиться не хочу.

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

***

Женщина на тундре ищет корешки и копает мышиные гнёзда. Мышь роет себе жилище в земле. В жилище у мыши большие запасы пищи. Мышь тащит к себе в гнездо разные корешки и зёрна. Так она готовит к зиме пищу мышатам. У мыши бывает пять-шесть и больше мышат. Олени ловят мышей во мху и едят их. Чукотские женщины берут мышиные запасы из гнёзд, а мышь остаётся голодной и нищей. Мышиные корешки служат чукчам пищей.

Какие корешки служат нам пищей?
Напиши их названия.
Какая растительная пища есть на тундре?

Юкола.

Северные люди любят жирную юколу. Юколу приготовляют из кеты и горбуши. Срезают верхний пласт и вешают сушиться на ветру. Для сушки юколы делают вешала.

Сушка юколы на вешалах.

Напиши, как еще заготовляют на зиму рыбу?

Напиши: 1. Летние окна в юрте делают из слюды и коровьей брюшины
2. Ранней осенью гуси и утки улетают на юг.
3. Белая куропатка клюёт мёрзлую ягоду клюкву.

***

Тюлень.

Тюленей промышляют гарпуном. Тюлени всё время плавают под водою. Они гоняются за трескою и навагою и поедают их. Тюлени любят играть в прибое у скалистых мысов. Иногда тюлени вылезают на лёд и греются на солнышке. Лёжа на льду, они засыпают. Во сне тюлени не чуют охотника и подпускают его совсем близко. В такую удобную минуту охотники вплотную подползают к тюленям и колют их гарпуном.

Что делают с убитым тюленем?
Куда девают его мясо, жир, кожу?

***

Песец и цапля.

Цапля цепким клювом цапнула лягушку и долгими ногами пошла по болоту к песцу.
- Песец, а песец! - на тебе гостинца. Вот тебе целая лягушка. Возьми меня замуж. Я хорошая добытчица.
- Ах, милая цапля, - дай, я тебя поцелую!
Стал целиться песец на цаплину шею. Цапля скок в бок. Песец цапнул цаплю на за шею, а за хвост. Ушла цапля куцая.

***

Эхо.

Эхо всем откликается. Я крикнул: - Иди сюда!
А эхо в ответ: - Да-а!
Я крикнул: - Иди скорей!
А эхо в ответ: - Э-эй!
Я крикнул: - Иди ко мне!
А эхо в ответ: - Не-е!

Эскимос на морской охоте.
Эскимосы самый северный народ.

***

Аэроплан.

Аэроплан - железная птица. Называют его также самолётом. Люди ездят на аэроплане по воздуху. Бывают аэропланы, на которых могут летать по 40 человек сразу. Аэроплан двигает машина, в которой горит бензин. Бензин - горючая жидкость, вроде керосина. Аэроплан поднимается выше облаков. Аэроплану все дороги открыты. Аэроплан поднимается с аэродрома. Аэродром - гладкая песчаная площадь. Аэроплан раскатится по ней и взлетит в воздух.

Ранняя весна.

Нынешняя весна ранняя. Ярко греет весеннее солнышко. Земля оттаяла. На проталинах зеленеет трава. Уже жужжат жуки и беззаботные пташки начинают свою весеннюю суету.

***

Собака и лось.

Гналась собака за лосем.
- Экие у меня быстрые ноги, - говорит собака. - А сила-то во мне какая, даже такого большого зверя напугала.
Услыхал лось, обернулся и говорит:
- Не тебя боюсь я. Следом за тобой бежит твой хозяин. От него-то я и спасаюсь.

Загадка: Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди, хозяев забрали, дом в окошки ушёл.
Отгадка: Ловля рыбы неводом.

***

Молодой и старый волк.

Один охотник рассказывал мне такой случай:
Бродил я по лесу, вдруг, вижу - в кустах волк лежит. Без ружья я был, испугался да со страху полез на дерево. Смотрю с дерева на волка и вижу: старый это волк престарый и смотрит так жалостно. Зевнул он, гляжу я - у него во рту и зубов нет. Хотел, было, я уже слезать, не страшно ведь, - беззубый-то волк. Да слышу, идёт кто-то. Гляжу, молодой волк бежит. Подбежал к старику и положил перед ним двух зайчат. Сам не ест, смотрит. А старик хочет есть, да откусить нечем. И стал ему молодой разрывать мясо на куски. Так и покормил старого. Ушли потом оба.

***

У старого охотника Торганры сватался Лампурга за единственную дочь.
- Набери три пуда мёрзлого мозга из лебединых крыльев, тогда отдам.
В первый год пошёл Лампурга за линялыми лебедями. Набрал один пуд лебединого мозгу. На другой год Лампурга набрал ещё один пуд мозгу. На третий год набрал третий пуд мозгу. Взял дочку. Таков был Лампурга, удалый охотник.

***

Ворона и рак.

Летела ворона над озером. Смотрит, - рак ползёт. - Цап его. Села на осину и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:
- Ай, ворона, ворона! - знал  твоего отца и твою мать, что за славные были птицы!
- Угу! - говорит ворона.
- Да хоть хорошие были птицы, а всё же далеко до тебя!
- Ага! - каркнула ворона во весь рот и уронила рака в воду.

Зайцы и лягушки.

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на своё горькое житьё. - И от людей, и от всякого мохнатого и пернатого хищника погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. - Давайте, братцы, утопимся!

И пошли зайцы на озеро топиться. Подходят уже к берегу. Услыхали зайцев лягушки и забултыхали в воду. Один заяц и говорит: - Стой ребята! Подождём топиться. Лягушачье житьё, видно, ещё хуже нашего, - они и нас боятся.

***

Моя охота.
(Рассказ коряка).

Я поставил в лесу самострел. Там прошёл волк. Самострел ранил волка. Волк ушёл. Я запряг двух оленей в нарту, поехал по следу волка. Товарищи пошли по следу пешком. Выгнали волка на дорогу. Я ехал по дороге, догонял волка. Догнал его. Левый олень ударил волка ногой. Волк упал. Я проехал мимо. Посмотрел назад, - вижу, волк шевелится на дороге, хочет опять убежать. Опять я поехал, придавил его нартой. Но всё ещё шевелится волк. У меня в руке был посох. Я ударил волка по голове и убил его. Потом я увидел след россомахи. Отпустил по следу собак. Собаки догнали. Россомаха взлезла на дерево. Я выстрелил. Убил россомаху.

Я нашёл берлогу медведя. Вход брёвнами загородил, брёвна ремнём связал, берлогу сверху пробил, медведя в берлоге заколол копьём.

Я увидел в реке трёх лосей. Сел в лодку, догнал. Одного в спину копьём кольнул, но пробить не мог, кожа толстая на спине. В брюхо кольнул копьём, - убил одного лося, - другие ушли.

Напиши рассказ про свою охоту.

***

Кооператив.

Охотник подъехал к кооперативу. Ворота были закрыты. Он объехал кругом и въехал с задних ворот. На дверях кооператива висело объявление. Но охотник был неграмотный и спросил человека, который стоял у дверей: что тут написано? Тот сказал:
- Здесь написано: "Объединяйтесь в кооперативы!".
- А зачем? - спросил охотник.
Человек объяснил ему:
- Частный купец торгует только в свою пользу, наживается за счет других, делает людей голодными и нищими, а сам объедается и живёт в довольстве. А кооператив торгует без наживы, на общую пользу.
Так объяснил охотнику этот человек.
- Верно ты говоришь, - сказал охотник, всякий купец - отъявленный обманщик. Сколько раз купцы обманывали меня, тёмного, неграмотного человека. И он пошёл и объявил, что хочет вступить в члены кооператива.



Комментариев нет :