Оглавление блога

четверг, 17 мая 2012 г.

Великая загадка "Слова" - бессоюзие

Великая загадка "Слова" - бессоюзие

Мой пост трехлетней давности: Взгляд лингвиста - 2004

Цитата: "Пару месяцев назад прочитал примерно половину работы Андрея Анатольевича Зализняка "Слово о полку Игореве": Взгляд лингвиста, 2004. Дальше не стал, поскольку и уже прочитанная часть вполне убедила меня в том, что "Слово" - подлинное".

И т.д., и т.п., и далее по тексту, e via di seguito.

Премия фонда Солженицина за эту работу, около $40 тысяч, если не ошибаюсь. Да и мужик - заслуженный, знаменитые "таблицы Зализняка" по русской грамматике для иностранцев, во многих больших двуязычных словарях публиковались, например, в болгарско-русском. Оказывается - это он же!

Но вот что тогда не отметил в моем посте: Большая и НЕОБЪЯСНИМАЯ проблема "Слова" его (почти!) бессоюзие, по сравнению со всеми (!), как более ранними, так и более поздними памятниками древнерусской литературы. В этом отношении - уникальный просто текст! Это не я, Зализняк сам говорит!

О чем? Вот, в древне-народных сказаниях, почти каждое предложение начиналось с союза "и":

И пришел Иван к Бабе-Яге... и попросил ее..., и ответила ему Баба-Яга...

И вот, по мере продолжения моего эпоса в этом блоге, все больше удивляюсь, как это я, человек отнюдь не древний, и не совсем русский, не могу, машинально, писать бессоюзно (иногда потом, при редактировании, специально удаляю союзы), а этот древнерусский чел, с его древнерусской психологией, с его древнерусским культурным бэкграундом - мог! ЗАГАДКА просто!

Вот только сейчас написал предыдущий пост, полюбуйтесь:

А вот довелось пожить...
И вот, я, как-то привык....
А вот в тему см. мой пост...
А вот, средний руководитель....
И вот:
- Подходите к пешей проходной...
Ну, догадываетесь, да?..
И спасибо советской власти...
Ну вот, довелось работать...
А при советской власти...
Ну, "звезда Полынь"...

В пергаменте, "материале для письма из недубленой кожи животных", в отличие от моего компьютера, не предусмотрена клавиша "delete"! А ведь, в отличие от меня, бессоюзных текстов он ни разу в жизни не читал, не слышал по радио...

1 комментарий :

Андрій Андрусяк комментирует...

Есть неплохой сайт по древнерусскому языку, хотя он еще не полный, и заполняется информацией постепенно:
Бесѣда.
А я веду то, что можно назвать "современная древнерусская летопись" :)