Оглавление блога

понедельник, 17 января 2011 г.

Где юмор? Где?

Читаем клавир великой и всемирно знаменитой оперетты Штрауса "Летучая мышь". И что? - занудство!

А вот я в 20 лет работал 8 месяцев мебельщиком-реквизитором в Куйбышевском театре оперы и балета. Эта "Летучка" и на основной сцене часто шла, и по выездàм по всем: клуб Мехзавода, Дворец культуры на Управленческом, ДК Металлургов, ДК Нефтяников на Бакинской, город Отрадный, г. Чапаевск, Сызрань, Новокуйбышевск, Тольятти. Только в Москву постеснялись везти... И за 8 месяцев послушал-посмотрел раз 30 минимум.

Состав: на каждую роль, в менее ходовых спектаклях по 2, а в "Летучке" - аж по 4-5 исполнителей! И вот, один исполнитель прочитал слова - ноль внимания зала, фунт презрения. Другой - весь зал хохочет (а слова, реплики - те же! никакой импровизации!). И вот, через 3 дня спектакль, читаем состав: Розалинда - ххх - чёрт! Альфред yyy - класс! и т.п. Директор тюрьмы всегда один был - Холкин из хора. Во время его сольного номера (без пения!) зал лежал, никто даже рядом сравниться не мог с этим клоуном... И вот, потом так в уме складываешь позавчерашнего Фалька, сегодняшнюю Розалинду, Альфреда месячной давности и - получается отличный спектакль!

Было и в реальности - заказнЫе спектакли - к 50-ти летию металлургического завода, ко дню работника химической промышленности (Синтезкаучук). По негласному правилу - всегда лучший состав на ВСЕ роли. Ну, типа, советская власть она же не просто так, она же свою миссию осознавала - культуру в рабочие массы. Если на юбилейный спектакль его за ухо привел профком, завлекая последующим бесплатным сабантуем, а вдруг и сам спектакль понравится? И на следующий он уже сам себе и даме билеты купит, за свои кровно заработанные и оторванные от алкогольного бюджета аж 50 копеек!

В ДК СК (Тольятти) на заказной "Летучке" простые работяги аплодировали, аж 5 занавесов! А не как звонок с урока и через 5 секунд класс пуст...

А вот я в 16 лет работал один месяц униформистом в цирке. Ровно одну программу, с первого и до последнего дня. И вот, каждый день два клоуна одни и те же, без смены составов. Если бы один заболел - на каталке бы на арену выкатывали, под капельницей, в паузах между цирковыми номерами, и тот с каталки, из-под капельницы орал бы реплики реприз, сумели бы обыграть, не сомневаюсь, так что зал бы ржал... И вот, исполнители одни и те же, репризы, реплики одни и те же каждый день... И - часто - смешно! и в 10-й, и в 20-й раз! Не каждый - иногда, бывает, облажается кто - чуть интонация не та, длина паузы и - публика уже не реагирует! Хотя клоуны - те же...

А вот, фильм советский: экранизация той же пресловутой "Летучей мыши" - лучшие и симпатичнейшие актрисы и актеры наизусть декламируют реплики персонажей, лучшие певицы и певцы поют за них за кадром арии, стараясь попасть в такт их открывающимся ртам... Где комедия? Где хохмы? Смех в зале? Увы! Нет обратной связи, реакции зала. Профессиональная-то Розалинда уже спектаклей 70 отработала, знает, чуть изменишь жест, интонацию - реакция зала уже не та, публика уже скучает. А профессиональные киноактеры из экранизации - в первый и последний раз в жизни эти реплики на публику декламируют. Навыка нет.

А раки? Которые вчера по 5, но очень большие? В одной телепередаче давней слышал - Карцев прочитал глазами - занудство! Не понравилось, не хотел исполнять. А что там смешного? Ему режиссер Марк Розовский СТАВИЛ этот монолог! То есть вот все эти паузы, закатывание глаз, полуразвороты корпуса от публики и к оной... Это не только актерская, но и - больше - режиссерская (как ни странно!) работа.

Такая вот тонкая материя, такой вот пустопорожний трёп на околокультурные темы...

Комментариев нет :