Оглавление блога

суббота, 23 октября 2010 г.

Как научить других тому, в чем сам не разбираешься?



Скачал вот недавно на узтранслейшнз книжку:

Therese Huston

Teaching What You Don’t Know
(Как научить других тому, в чем сам не разбираешься?)

Автор провела целое исследование на тему. Оказывается - весьма распространенное в американских вузах явление, когда преподаватель какого-либо курса сам прочитывает соответствующую главу учебника всего за день до того, как преподавать ее студентам:

“When I’m lucky, I’m a few days ahead of my students. But some days, like today, I swear I’m just ten minutes ahead of them. That’s not comfortable, goodness knows it’s not comfortable, but somehow it’s just enough.”

Причины разные. Обычно преподаватель глубоко знает одну какую-то специальность, а преподавая только один курс, сыт не будешь. Или преподавателя-новичка руководство кафедры попросило кроме своего и интересного, "в нагрузку" читать еще и непопулярный среди студентов курс, который никто из других профессоров читать не хочет ("Надо, Федя, надо!").

Многие совмещают преподавание и научные исследования. Темы исследований обычно узкоспециальны, и тому, над чем ученый работает много лет, в учебном плане дисциплины, которую он преподает, отводится всего одна пара. Соответственно, весь остальной семестр он преподает то, в чем разбирается слабо. Ну, и ты ды.

В посте "Дидактика" на этом моем блоге я уже писал, что "Основы телевидения" на учебных курсах ДОСААФ нам преподавал (увлекательно, причем!) отставной майор, который прочитывал соответствующую тему в учебниках за день до занятий (см. английскую цитату выше), еще несколько примеров там приводил.

И вот, понятно зачем это вузу (бизнес), зачем преподавателю (заработок и расширение кругозора / повышение своей квалификации за чужой счет): На ознакомительном занятии курсов по технике быстрого чтения преподаватель, откровенно так: "Самостоятельно этому невозможно научиться, только на курсах, с преподавателем. Я сам сколько раз начинал и забрасывал. Потом подумал, дай-ка я начну ее другим преподавать, заодно и сам научусь!" (Не байка, я сам свидетель!).

А вот зачем это студенту, если абстрагироваться от корочек, диплома? Он что, ни разу неграмотный, сам не может взять в библиотеке те же учебники, по которым преподаватель готовится к лекции? Ведь фактически он дорого оплачивает просто услуги чтеца!

Двое из ларца, одинаковых с лица:
- А, так вы и пальцы за меня загибать будете?
- Ага!


В начале года с недоумением прочитал восторженный отзыв о фестивале языков (кажись, в СПб) в блоге одной коллеги, о презентации румынского языка: "Надо же, оказывается, до середины 19 века румыны писали кириллицей, как интересно!" Чтобы это узнать, не обязательно было тратится на билет в СПб - пару кликов мышью в Вики - узнаешь и это, и еще много всего разного о румынском языке... Просто потусоваться, себя показать, на людей посмотреть?..

Опять же, уйма времени твоей жизни - псу под хвост! Целый месяц в тесноте, в транспорте, ездить куда-то и обратно, чтобы прослушать из чужих уст пересказ книжки, которую ты сам мог спокойно, не напрягаясь, прочитать за одно воскресенье в удобное для тебя время, не выходя из дома, с перерывами на чай / кофе / пиво, а при желании - даже не вставая с кровати!

Возразите?

1 комментарий :

Mykhailo Voloshko комментирует...

Сергей, о пользе конференций я примерно того же мнения. Хотя все-таки когда-то на какое-то собрание переводчиков поеду: пообщаться, отвлечься, познакомиться поближе. Зачем вариться в собственном соку, хоть и с комфортом, даже не вставая с кровати? :)