Оглавление блога

воскресенье, 23 мая 2010 г.

Как правильно звонить по телефону

Давно вознамерился написать пост, типа "маленькие хитрости", "советы домашнему мастеру" и т.п. на тему "Как правильно звонить по телефону". А, поскольку, сам не так чтобы уж сразу освоил, навыки добывались, что называется, "с кровью", выкинуть какие-то куски собственного опыта - больно, как куски собственного мяса, а нагромождать кучу бессвязного - эстетические чуЙвства не позволяют. А посему - сначала правило (соблюдайте, соблюдайте, господа!), потом - байка, потом похвастаюсь немножко парой, буквально, моих достижений в этой несложной вовсе сфере деятельности:

а) Набирая номер, НЕЛЬЗЯ думать, что ты сейчас СКАЖЕШЬ!!! Думай, что ты хочешь, что тебе нужно. Если ты ЧЕТКО ЗНАЕШЬ, чего тебе надобно, старче, нужные слова - они сами придут! А если ты будешь планировать, типа: вот я ему сейчас скажу то-то, а он мне ответит это-то, а тогда я ему... Ну, ты даже себе представить не можешь, насколько в молоко промахнешься, причем завсегда, а не одноразово и случайно!

Люди-то мы все разные, непохожие, другдружкину реакцию "нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..." А если ты уже заранее расписал весь ход "боевых действий", любая неожиданная реплика собеседника, любой его неожиданный ответ - и ты на мели, без запасённого ответа, не зная, как реагировать, плывёшь, короче... А вот если четко знаешь, и не забыл, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО - совсем другой коленкор!

б) В конце 80-х - начале 90-х работал в телемастерской, а поскольку подножного корму, то есть, сданных в ремонт телевизоров, на всех не хватало, стал (по совету начальника) оказывать доп. услугу: подключать к телевизорам допотопные (тогда-то - новейшие!) "компьютеры" типа ZX-Спектрум. Их в тогдашнем СССР заводов 20 выпускало. В момент стало основным заработком, основным видом деятельности, так что в неделю брал всего 1-2 телевизора в ремонт (если фортуна позволяла), просто, чтобы ВООБЩЕ не разучиться телики ремонтировать.

И вот, в ноябре 1991 звонит молодой парень, задаю вопрос, он, типа "ыh" и молчит в ответ. Я - "алло, алло", он - через t задержки, со скрипом, кряхтя, отвечает. Задаю следующий - он опять подавился и замолчал (а какой ТВ, какой компьютер, где покупали, проверяли ли при покупке, какой магнитофон, есть ли тестовая кассета с игрушками, где живете, угол Советской Армии и чего? 5-ти - 9-ти этажный дом? и т.п.). Ну и на 3-й раз говорю:

- Простите, ради бога, такое ощущение, что Вы зададите вопрос и засыпаете. Я говорю "алло, алло!", Вы просыпаетесь буквально на минуту, говорите два слова, и снова. Давайте, или нормально общаться будем, или я сейчас трубку положу, а Вы в другой раз перезвоните... Он, моментально:
- Здесь плохо слышно, я перезвоню.

Перезвонил через недели две, та же история.

Потом, уже в феврале 1992, я уже и забыл тот случай (на две недели вперед заявки брал), звонит. Записал, типа "Маркса 442". Спрашиваю:
- Это в 15-м?
Он, гад, типа, "ыh". Да. Я потом пешкодралом 2 длиннющие остановки от 15-го до Ташкентской...

Молодой парень, заурядной рабоче-крестьянской внешности, уверенный в себе, открытый, общительный (у его мага головка сточенная оказалась, он чичас же вслух прикинул, у кого из соседей какой магнитофон, сходил, позаимствовал...). Ну и чё-то зашла речь: когда купил? - в ноябре. А чё же тогда сразу не вызвал? - Я звонил.

И тут я вспомнил:
- Так это ты что ли был?
- Я.
- А чё нормальный, общительный парень, такой зажатый, когда по телефону разговариваешь?

Грит: Ну так вот, зажим...
Грю: Тренироваться нужно! Телефон же есть дома! Звони знакомым, друзьям, незнакомым. А то видишь, одни убытки бесполезные: до Нового года это стоило 50 р., а сейчас - 200!

Он мне потом два-три раза (по моему же совету, видать) звонил в мастерскую, спрашивал, где, у кого игрушки взять (была "Электроника БК-011, редкий аппарат, особые игрушки). Ну, я так понял, что, в основном, для тренировки.

с) В 1989 г. подсуетился на курсы по портативному цветному телевизору Юность ТЦ-309 в МРТЗ (Московский радиотехнический завод). Нач. отдела кадров все нужное туда отправил, получил, с 9 сентября начало. Мы уже и ж/д билеты достали (не просто было!) и купили (11 руб. Самара-Москва!). И тут, как-то спохватился: адреса-то нет, не знамо, куда ехать с вокзала. А адрес: 125354 Москва, Радиотехнический завод. Заказываю разговор с Москвой, со справкой, МРТЗ (знал бы телефон, по коду бы, а так - только через барышню). Через полчасика отвечает: это оборонное предприятие, справочная телефонов не дает. А нач. отдела кадров - уже в отпуске (август!). Заказываю опять, Москву, со справочкой. Почтовое отделение № 354. Соединила. Спрашиваю: почта № 354? - да. - А в каком районе вы находитесь? - в Кунцевском.

Москва, со справочкой - Кунцевский райком ВЛКСМ.
- Какой отдел нужен?
- Ну... организационный.
... ой, из Самары, подскажите телефон комитета комсомола МРТЗ?
Сказал сей секунд, никуда не заглядывал, наизусть помнил!

- Комитет комсомола? .. из Самары, подскажите, пожалуйста, телефон Отдела технического обучения.
Тот долго листал в заводском справочнике, нашел.

Так созвонился и узнал, где.

Ей-богу, не шпионский навык - опыт работы экспедитором!

с1) 2005 г., с итальянскими архитекторами. Звонит Толик, начальник подрядной фирмы по проектированию электрики. Растерянный:
- А твои в курсе, что принято решение сделать зимний электроподогрев наружных порогов не только главного входа, но и боковых, второстепенных?
- Нет.
- Спроси.
- Чё спрашивать, по-русски они пока не понимают, другого переводчика у них нет...
В растерянности:
- Ну а ты-то сам, что по этому поводу думаешь?
Грю:
- Ну, лично я считаю,
- что нужно обогревать ВСЮ Вселенную,
- потому что в космическом пространстве царит жуткий холод,
- и наши бедные братья по разуму на других планетах
- просто мерзнут.

Сказал непрерывно, но специально даю вразбивку, для иллюстрации: произнося очередной кусок фразы, я ЕЙ-БОГУ не знал, что я скажу дальше! См. выше - нужные слова - они сами придут!

(Потом вспомнил, откуда идея: в детстве читал, Роберт Вуд, из серии "Физики шутят". Норберт Винер разводит карпов. Ему говорят:
- Кур выращивать гораздо выгоднее!
- Разводить теплокровных? Я не настолько богат, чтобы за свой счет обогревать Вселенную!)


Еще пример, звонок:
- Женя? Женя?
Грю (машинально!): ну в данный момент никаких Жень тут нет, как только народятся, мы Вас известим.
- Понял.

Подытожу: будь собой, будь спонтанным. Когда человек слышит ЛИЧНОСТЬ на том конце провода, он трубочку не кладет...

P.S. Чё вдруг вспомнил-то: услышал сейчас юбилей телеведущего Виталия Вульфа, процитировали его, типа "Я никогда не готовлю текст, как и что нужно сказать. Я знаю, о чем я хочу рассказать, и просто рассказываю".

Комментариев нет :