Оглавление блога

воскресенье, 25 апреля 2010 г.

Уздечка

Вот сейчас Стоянов по радио сказал, что в своё время молодости подрезал себе уздечку (не про то думаете!).

Помню, в начале девяностых (92-93), вдруг появилось и стало дико раздражать грассирующее произношение многих из новых ведущих телепередач, журналистов, Ни минимально не антисемит, правда! просто настолько сам поднаторéл в фонетике, что казалось жутким неуважением к аудитории не натренироваться произносить букву "R" как надо. Я-то, успешно освоил произношение чешского "Ř", затем, прочитав в одном учебнике, как нужно двигать языком, за полчаса освоил японское произношение "R", которое по аудиозаписям казалось то "р", то "л", то "д" даже... См. мой пост "Метод погружения":

"Лет 15 назад я начинал учить японский (забросил вскоре). Их звук "р" на магнитофонных записях звучит то похоже на "р", то на "л", то (даже!) на "д"! Никак не получался, пока в одном гэдеэровском учебнике японского не прочитал, что кончик языка чуть загибаясь назад, упирается в небо перед десной, а потом "срывается" с упора, перескакивает вперед и упирается в место, где десна переходит в зуб. Слушая японскую речь, сам бы я никогда не научился произносить этот звук".

И вот, купил по дурости какого-то бальзаму сибирского, хожу по мастерской, типа, кто со мной выпьет, а пить в одиночку тогда было очень как-то стрёмно. А у одного коллеги заявка или повтор, другому - ехать, третий перед женой провинился и т.д. И вот Сашка из Тольятти приехал, друг Славы, и согласился составить мне компанию. А в это время по теликам, которых в мастерской немеряно включено работающих, идет передача с журналисткой Лидией Ивановой (увы, покойной), вместо Влада Листьева (он ей уступил эту программу). И вот, хожу с налитым стаканом и комментирую: Ну какое неуважение к зрителям! Понятно, что она раньше в газете работала, где это неважно. Но сейчас-то! За неделю научись произносить букву "R"! Санёк грит:
- Ну я тоже картавлю...
И вправду! А я и не замечал (почти!) ни разу, забыл совсем!
И вот, спрашиваю: а чё, лень научиться? Говорит - никак!

И вот, один раз на заявке в семье, где мама - логопед (просветила меня, что логопед - не врач, а педагог). Провентилировал вопрос: За сколько времени взрослого человека можно научить произносить букву "R", сославшись на некоторых дикторов и журналистов, которые не умеют. Грит, обычно за месяц, но есть анатомический дефект, "короткая уздечка" (под языком), ее подрезать, и опять же, тот же месяц тренировок после. Простейшая, пятиминутная операция.

И вот, давно уже, молодой коллега (радиомеханик) Диман, русский настолько, что это с расстояния 100 метров четко видно. А это "R", перекатывает увулой, как хранцуз какой. Рассказал ему тот случай, грит: да меня в детстве по каким только логопедам не таскали - бестолку!

И вот, лет уже больше пяти назад, прочитал в сети, что среди южных корейцев мода-поветрие, делать себе эти операции по подрезанию уздечки (той, что под языком), чтобы мочь (это я так спецòм), говоря по-английски, произносить букву, даже не "R", а "L"!

НННу ДДа, ННу Да, обрушение Вавилонской башни имело весьма далекоидущие разрушительные генетические последствия...

Комментариев нет :