Оглавление блога

понедельник, 17 ноября 2008 г.

Crooks and conmen

Почти десять лет назад прочитал на словенском языке книжку, которая так и не переведена на русский, и вряд ли теперь уже будет переведена (материал устарел слегка), поэтому перескажу по памяти: Nigel Blundell "The World's Greatest Crooks and Conman" (Величайшие воры и мошенники мира). Когда я сказал одному слегка знакомому шоферу фуры, словенцу, что начал учить словенский (и показал подборку русских анекдотов, переведенных мной на словенский с ужасными ошибками), он оставил мне эту книжку почитать, с возвратом в следующий его приезд. У меня была возможность бесплатно ее откопировать, но как-то не позаботился, вернул так. Между прочим, словенцев мало, поэтому книжки на словенском - почти самые дорогие в мире. Только на исландском дороже... Чисто развлекательная книжка, не думал, честно говоря, что когда-нибудь захочется ее перечитывать, а - да! А теперь никак не могу найти ее в Инете ни на каком языке (для скачивания). Хотя через пару лет купил по дешевке на книжной толкучке на ипподроме две другие книги того же автора из той же серии на английском: Mistakes и Scandals, вуаля:


Так вот, по памяти, по чему я тоскую. Там были, среди прочих, такие истории:

1) Лобсанг Рампа "Третий глаз" (мемуары тибетского мальчика - буддистского монаха) и другие его сочинения написал некий англичанин Cyrill Henry Hoskins, который никогда не был в Тибете. То-то я ее читал (страниц 100 всего) и чувствовал "привирает пацан"! Ну, думал, бесстыжие взрослые опоили, опиули, обкурили бедного мальчика, ему еще и не то могло почудиться...

2) Один чувак со средним образованием в США увлекся высшей математикой. Хоббит такая... Изучил ее самостоятельно весьма глубоко и, чтобы заработать на хобби, устроился профессором высшей математики в один из университетов, и преподавал ее, болезную, аж лет 10, пока его не разоблачили. Не потому, что он ее плохо преподавал, а один из студентов в разговоре усёк, что тот полный неуч по физике, что невозможно для человека с университетским дипломом. (Вот сука! Математике-то он тебя правильно и хорошо учил!). А как тот влез без мыла профессором в университет? Трудовых книжек там нет, просто фальш-диплом + отличные рекомендации от пары других университетов, где он якобы раньше успешно преподавал. Через знакомую на почте их себе устроил с необходимыми исходящими почтовыми штемпелями... Дали ему немного, условно... Молодец, мужик! Все бы так!

3) Во второй половине XIX века (!!!) один прохиндей в Нью-Йорке, который тогда и Нью-Йорком-то не назывался, затеял PR-компанию: якобы остров Манхеттен сильно перегружен с одного края, и того и гляди опрокинется домами в воду!!! Чтобы не опрокинулся, нужно его отчалить несколькими мощными пароходами и развернуть к берегу другой стороной, для равновесия. Успешный сбор средств среди населения, предпринимателей-патриотов, мэрия ассигновала... В назначенный день Нью-Васюковцы во главе с мэром города (!!!) собрались на берегу Гудзона...

4) Якобы еще в середине XIX века только 1/3 почтовых поездов и почтовых карет в США (они всегда тогда деньги возили) достигали пункта назначения. Остальные успешно грабили в пути бравые ковбои, стреляя возниц и кондукторов. И как это только их финансовая система, экономика, страна тогда не рухнули? Воодушевляет! Может быть, и мы как-нибудь выкарабкаемся, лет эдак через 150?

5) Один борхесовский сюжет (El impostor inverosímil Tom Castro - беспардонный лжец Том Кастро) кто у кого спёр? Или независимо друг от друга докопались?

6) В середине XIX века один судья мелкого городка в США, прогуливаясь, увидел, что один из его земляков, упал, ненароком, в открытый колодец (или яму какую-то) и сломал себе шею. Обыскал труп, нашел $50, переложил к себе в карман, выписал трупу (!!!) штраф на $50 за неосторожность, проявленную во время прогулки по городу, засунул квитанцию ему в карман и удалился. Браво!

7) Ну и главное, что подвигло на воспоминания, даже другую книжку на этот сюжет специально купил:
Двойная жизнь Вермеера
Гуарньери Луиджи

"История знает немало примеров фальсификаций. Произведения искусства подделывались еще в Римской республике, но голландского художника Хана ван Меегерена (1889-1947) нередко называют "величайшим фальсификатором всех времен и народов". В первой половине 20 века, когда весь мир сходил с ума от вновь открытого Вермеера, он с маниакальным упорством стал создавать подделки, выдавая их за творения делфтского мастера и других живописцев 17 века, и достиг такого совершенства, что лучшие специалисты не могли отличить фальшивки от подлинников, а крупные музеи покупали их за огромные деньги. Одна из подделок попала в личную коллекцию Геринга! Однако "дело Меегерена" примечательно еще и тем, что он старался не только ради денег, то есть не был вульгарным мошенником. Таким изощренным способом он решил отомстить - и отомстил - искусствоведам и критикам, которые не пожелали признать талант Меегерена-живописца, а вот выполненные им подделки провозгласили шедеврами".

Найджел-то писал, что по мнению Хана и других подобных экспертов, процентов 70 шедевров живописи, хранящихся в нынешних музеях на самом деле написаны фальсификаторами.

Как тут не вспомнить Николая Александровича Морозова, народовольца, узника Шлиссельбургской крепости, который ПЕРВЫЙ, до этого убогого эпигона "академика Фоменко", выдуманного (см. газету Иностранец) точно так же, как Лобсанг Рампа и Карлос Кастанеда, провозгласил, что Древнего Мира (Платона, Аристотеля, Цезаря и иже с ними) не существовало, а все их сочинения, внезапно нашедшиеся в средние века, тогда же, в средние века, и были сфабрикованы искусными фальсификаторами...

И Юрия Олешу, который писал, в "Ни дня без строчки":
«Когда, начитавшись Морозова, я с апломбом заявил критику Дмитрию Мирскому, что древнего мира не было, этот сын князя, изысканно вежливый человек, проживший долгое время в Лондоне, добряк, ударил меня тростью по спине!
– Вы говорите это мне, историку? Вы… вы…
Он побледнел, черная борода его ушла в рот. Все-таки перетянуть человека тростью тяжело физически, главное, морально.
– Да-да, Акрополь построили не греки, а крестоносцы! – кричал я. – Они нашли мрамор и…
Он зашагал от меня, не слушая, со своей бахромой на штанах и в беспорядочно надетой старой лондонской шляпе. Мы с ним помирились за бутылкой вина и цыпленком, которого так мастерски приготовляют в шашлычных, испекая его между двумя раскаленными кирпичами, и он объяснил мне, в чем мое, а значит, и Морозова, невежество…»

Комментариев нет :